Оптина пустынь.  

-
Оптина пустынь.


















Монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни был основан в XV веке. До XVIII века его материальное состояние было тяжелым. В 1773 году в монастыре было всего два монаха - оба глубокие старики. В конце XVIII века обстановка изменилась. Со всех сторон России стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся "пустынники" - люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать "старец" (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России.
От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль прекрасной монастырской рощи. В 1832-1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни.
В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря - Введенский собор.
Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере - церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 из старой трапезной, на юге - Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке - Владимирская.
За монастырской рощей расположен скит.
Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, "дабы навсегда он был закрытым". Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи(1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита.
С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. В значительной степени на материале Оптиной написан "Отец Сергий" Л.Н.Толстого. Ф.М.Достоевский приехал в Оптину сразу после тяжелой драмы - смерти сына в 1877 году. Он прожил в скиту не долго, но множество деталей в "Братьях Карамазовых" возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился

старец Амвросий ,
живший в то время в скиту Оптиной пустыни.У Толстого с Оптиной была особая родственная связь: его родная сестра М.Н.Толстая была настоятельницей основанного Амвросием женского
монастыря в Шамордино.
Старцы
Старчество - это особое благодатное дарование.
Старец призывается на это служение Самим Богом, проходит святоотеческим путем тяжелый подвиг, достигает бесстрастия, чистоты сердечной, проникается изобильно Божественным светом благодати Святого Духа, преисполняется любовью, ему открывается воля Божия. Он получает особый дар - направлять души ко спасению и врачевать их от страстей, дар руководства, основанный на водительстве Святым Духом пасомых ко спасению. Он требует от носителя этого дара мудрого и любвеобильного попечения овверившихся ему душах и особого таланта, который св. апостол Павел называет даром рассуждения.
Рассуждение ставится святыми отцами превыше всех других дарований, что особенно видно из жизнеописания преп. Антония Великого. "Не всякий, кто стар летами, уже способен к руководству, но кто вошел в бесстрастие и принял дар рассуждения", - говорит преп. Петр Дамаскин.
Старчество как особый духовный союз, по определению преп. Амвросия Оптинского, состоит в искреннем духовном отношении и послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Это духовное отношение состоит не только в исповеди перед Святым Причащением, но преимущественно в частом, даже ежедневном, исповедании иноком старцу не только поступков, размышлений и всех малейших страстных движений мысли и сердца, но и в испрашивании совета и благословения на любые действия, соединенные с искренней, твердой решимостью осуществить все то, что укажет старец.
Послушание старцу, отсечение своей воли - это не стеснение свободы, а стеснение произвола падшего человеческого разума, не понимающего всеблагой, всесовершенной воли Божией. Нравственная христианская свобода заключается не в своеволии, а в самоограничении.
Имея особый дар сострадательной, жертвенной любви, старцы чужие горести и падения воспринимают как свои собственные. Они - христианские пророки-утешители.
Отношения между учеником и старцем основаны на полном доверии ученика к своему учителю и ответственности старца за судьбу вручаемой ему души.


СТАРЦЫ

старец Лев

отец Макарий

старец Моисей

старец Антоний

старец Амвросий

старец Иларион

cтарец Исаакий

старец Анатолий

старец Иосиф

старец Варсонофий

старец Анатолий

старец Нектарий

старец Никон

старец Исаакий

Лучшие фотографии Оптиной пустыни
Напишите мне


Хостинг от uCoz
Найти: на razmishlenie.narod.ru