Все о Дидактике
Все о Дидактике  


-
В деятельности чел-ка обучения играет важн. роль. Даже когда не было школ обучение существовало, но оно не имело своей теории, следовательно, не было предметом теории анализа. В древности: обучение преподавания, т.е. деятельность одного учителя. В нач.XX в. под «обучение» начали подразумевать преподавание и учение в современ. понимании. Характерно для обучения: а) двусторон. характер б) совмест. деятельн. учителя и учеников в) руководство со стороны учителя г) спец. планомерная организация и управление д) целостность и единство е) возр. особенности развития учащихся. Дидактика от греч.»didaktikos» поучающий, didasko- изучающий. В 1-е d- 1613- Герман. ученый Кристоф Хельвинг и Иоким Юнг в связи с анализированием деятельности ученого =»брошюра. Дидактика- наука о преподавании ,учении и образовании их целях, содержании, средствах, методах, организации и результатов. (И.П. Подвласый)
Предмет дидактики- закономерности и принципы обучения, его цели, научная основа содержания, а также методы, формы и средства обучения. Общ. дидактика отвечает на вопросы (цели): с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Задачи дидактики - 1) описывать и объяснять процесс обучения, 2) разрабатывать более соверш. условия организации процесса обучения, нов. обучаемые системы, технологии. Кроме общ. дидактики существ. - частные- это методики обучения отдельным предметам. В их содержания входят: теор. основы преподавания тех или иных дисциплин. Общая дидакика составляет теорет. основу частных дидактик, и в тоже время базируется на частных ( на результатах исследований).
Основные категории дидактики и их взаимосвязь.
1.Обучение- соц. функция по передачи и усвоению накопленного соц. опыта, по превращению общественного опыта в достижение индивида. (Лернер) Обучение представляет собой деятельность людей, зависит от уровня их сознания, от тех кто организует процесс обучения. В школе- Учитель. т.д. - зависит качество и эффективность обучения процесса. В обще обр.школе явл. выступает, как представитель соц. заказа общ-ва. От понимания Учителем закона обучения, их целей, средств к их достижению во многом будет зависеть характер организации проц. обучения и его эффективность. А также усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение какой-либо деятельности. ОБУЧЕНИЕ- акт взаимодействия учителя и ученика с целью усвоения некоторого отрезка содержания соц. опыта.
2. Процесс Обучения (П/О) происходящая по объективным законам, смена актов обучения, в ходе которой изменяются действия, деятельность учителя и уч-ся, а также свойства учащихся в результате их деятельности. Учителю важно понимать. П/О, эта деятельность имеет определенную цель обучен., такая деятельность, где деятельность ученика и учителя взаимосвязаны Главные элементы обучения: деятельность преподавания, обучения и содержания образования.
3.содержание образования Преподавание: деятельность по организации усвоения содержания образов. и руководству этим усвоением.(Лернер).Преподавание- это упорядоченная деятельность педагога по реализации принципов обучения, а также обеспечения информирования, воспитания, осознания и практич. применения знаний (Подвласый).
4.Учение: - работа по овладению знаниями, умениями навыками.(совет. дидакт- акцент на конечн. рез-т) Учение- относительно устойчивое изменение, возможности реагирования, кот. происходят в результате, соответственно, подкрепляемой тренировки (Америк. дидакты-нет конечного рез-та) УЧЕНИЕ (Оконь польск. дидактик): - процесс в кот. на основе познания, опыта и упражнений возникает новые формы поведения и деятельности или появляются старые. УЧЕНИЕ (Подласый)- процесс (сопроцесс) в ходе кот. на основе познания упражнен. и приобретен. опыта, возникают новые формы деятельности поведения и появляются раннее приобретенные. УЧЕНИЕ (польск. Чеслов - Кулесеев) - это целенаправленный процесс полномерное приобретение навыков в ходе познания действительности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕНИЯ вкл. в себя:
1) процесс учения
2) преподавание
3) процесс контроля
4) корректировка- процедура, чтобы предупредить ошибки, чтобы познать ошибки и результат управл. П/О явл. система знаний и умений.
5).Образование-процесс вкл. в себя обучение, воспитание, развитие ребенка.
6).Содержание Образование- это система научн. знаний, практич. умений, навыков, деятельности, мышление, который учащ. должен овладеть в процессе обучения.
7).Знание- это совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение предметом. 8.)Умение- это овладение способами, приемами применения усвоенных знаний на практике. Умение доведенные до автоматизма называется НАВЫКАМИ.
УЧИТЕЛЬ
Содержание образования
Содержание ученика
Таким обр. Обучение можно представить, как замкнутый цикл: начало-какая-то подготовка уч-ка, конец-новое сот. уч-ка. Одним из элементов процесса обучения явл. СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ или предметная поддержка, учебного процесса. Существуют разнообразные способы обучения, кот.назыв. методами.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - пути достижения цели и задачи обучения. Процесс обучения базируется на определен. пед. - псих. концепциях, их называют Дидактическими системами или Моделями обучения. Дидакт. систем. совокупность принципов обучения, содержание, методы -они образуют целостную единую структуру. Взаимосвязь м/д осн. компонентами можно представить в виде схемы СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учитель→Цели→Содержание→Методы→Формы→Ученик
Преподавание→Технология→Учение
Основные дидактич. концепции Системы Дидактики 1)Традиционная 2) Педоцентрическая 3)Современная
Традиционная доминирующая роль преподавание или деятельность учителя (Каменский,Гербарт, Песталоцци). Герберт( 1766-1841) - создал научн. систему педагогики. Впервые базировалась на теоретических достижениях этики и психологии. Высшей целью(степенью) воспитания формирование личности, мор.-сильный характер. Целью обучен- теорет. знание формирует-Интеллектуальность .Главн. задача школы , в развитии интеллектуальном учащихся. Большое значение предавал нравствен. педагогическому руководству. Задача руководства - постоян. занятость учащ-ся - организовать обучение(наблюдал за дисциплиной)(Герберт) Воздействие на интеллект может воспитывать морально сильных людей. Тесно с дисциплиной. Знание соединялись с развитием чувств и воли. Главный вклад Герберта состоит в структуре обучения
Теория излагает структура Обучения
1.ЯСНОСТЬ- (изложение материла)
2.АССОЦИАЦИЯ-(понимание)
3.СИСТЕМА- (Обучение)
4.МЕТОД -(применение знаний)
Вывод: в традиц. системе обучения домин. роль играет преподавание и деятельность учителя. От Представлений к Понятием и к Умениям теоретическ. понятие. Данная структура рекомендовалась обязат. независимо от их умений. Рей (ученик Герберта) развил его теорию, т.к. боле четко определил содержание ступеней и увеличил их до 5 ступени полготовки нового материала
1. Подготовка к воспит. нового материала.
2.Его изложение
3. Согласование с ранее изученным
4.Обобщение
5.Применение
В сер. 19 века эти теории имели шир. распространение и в наших школах. Согласно этой теории, целью ОБУЧЕНИЯ считались готовые ЗНАНИЯ (воспр-ть, делать выводы), т.е. пассивная роль уч-ся.. Заслуга Герберта видна, т.е. упорядочен процесс, организ. ПО
Педоцентрическая роль обучения через делание (амер. педаг. Дж. Дьюи) определял исходя из интерес и потребность ребенка. Цель развитие- развитие общих и умственных способностей, разнообразие умений детей., когда сталкивается с трудностями как открытие (получением знаний учениками как деятельность. Полный акт мышления (Чел-к мыслить начинать тогда, когда сталкивается с трудностями и важн. имеет смысл.
Структура полного акта мышления Дьюи
1 этап - ощущение трудностей в процессе деятельности
2 этап - формулировка проблемы, сути затруднения
3 этап - выдвижение замысла, ее разрешение (гипотезы)
4 этап - формулировка выводов, следуемых из предлагаемых решений, проверка гипотезы
5 этап - наблюдение и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу и выводы
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
+ (положительное) 1)такой подход активизирует мыслит-ые операции уч-ся 2)дети проявляют активность 3)учитель как «помощник» с трудной проблемой высказывает свою гипотезу, а дети могут проверить 4) много практ. занятий Практика показывает, что и вербальные (гербардтные) или проблемные (естествование).
- (отрицательное) 1)Ограниченность, практически не отведено закреплению навыков. 2) Неэкономно.
Дидактика Гербардта , Дьюи впадали в крайности, 3) нет дидактической системы обучения на современной дидактики, подход не универсален для всех.
Современная дидактика Особенности:- основывается на систематическом подходе к пониманию процесса обучения. Процесс ОБУЧЕНИЯ основывается на системе подхода: от чувства восприятия к пониманию, усвоению знание практич. Целью совр. дидактики явл. не просто знание, а всестороннее развитие знаний. Соврем. дидактика говорит, что нужно разумно считаться с пед. управлением и активн. деятельностью детей. В совр. дидактики стал иной подход к образованию, в настоящее время учимся разным программа, учебникам.
Цели и содержание образования.
I. Цели обучения в средней школе. Цель - это то к чему мы стремимся. Направление наших усилий, явл. определяющим компонентом. Зависит от соц. заказа общества. В истории дидактики, учение имело 2 взгляда: 1 взгл. (теория) «формальное образование» - целью явл. развитие мышления, памяти и др. особенностей личности. 2 взгл (теория) «материальное образование»- целью явл. усвоение основ науки и в тоже время конкретных нужных в жизни знаний ,быть и теорет. и развивать и воспитывать. В Закон РФ об образовании РФ: Образование в РФ имеет целью становления самостоятельной, свободной, культ-нравств. личности, сознающей ответственность перед семьей, государством, уважающим права друг.граждан. Конституцией закона, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми этнич., религиозн. и соц. группам. Эта цель конкретизируется в следующих задачах: Образование должно обеспечить необходимый уровень усвоения, систематические знания о природе, технике, культуре, которая обусловит адаптацию учащихся в дальнейшему обучению и жизни. развитие интересов, способностей мышления, внимания, воображения, чувств, воли, познавших практич. умение. формирование научн. мировоззрение, нравственных и друг. качеств, формирование способностей к самообразованию, формирование знаний об основах производства, развития, умения пользоваться технич. средствами.
II. Таксономия целей обучения
От постановка общих целей получения реального результата долгий процесс. Эффективность результата, процесса определяется умением учителя уточнять и конкретизировать цели обучения.
Общие цели и содержание→ учебн.цели→обучение↔оценка→поправка и коррекция
Таксономия -уточнение учебных целей (коррекция), может употребляться к конкретн. учащиеся. Уточнить можно по а)отношению к дисциплине б) к теме в) к ученику
Способы постановки учебн. целей:
1.Определение целей через содержание, указать на общую цель. Недостаток указ. лишь на обл. знаний, затрачиваемых только уроком, но нельзя следить о ее достижении.
2.Определение целей через деятельность учителя (ознакомить уч-ся с понятиями, продемонстрировать опыт..). Недостаток- намеч. лишь свои действия и опять не имеет возможности сверить последствия с реальными результатами обучения.
3. Постановка целей через внутренние процессы, интеллектуального, эмоционального и личного развитие реб. Ученик д.уметь развивать умение выраженного, применять на кажд. уроках, ученик должен продвигаться по пути их уточнения.
4.Определение целей через учебную деятельность учащихся. Недостаток - нет результатов, что спросить.
Результат - это есть определенный сдвиг в развитии уч-ся. Лучше когда цели обуч. (конкретн. учебные) должны формироваться в конкретных деятельностях, выражающих учащихся, требует конкретно. задачи, выделение тех умений, которыми учащийся должен овладеть. уч-ся на данном уроке. Специфика исследования и их систематизации упорядочения называется ТАКСОНОМИЯ. Цели учебного процесса бывают не равнозначные их результатам. Некоторые цели можно определить результ., когда те или другие замеряются результатами. Тенденция по конкретизации целей идет с 50гг., т.е. Таксономия формируют в термины. поведения в виде точного описания планир-х перемен в знаниях и умениях учащ-ся, планах, которым можно дать объективно количественную оценку. (Блум), в отеч. таксономии Матюшкин, Гальперин.
Блум 3 группы целей: 1-познавательные
2- аффективные (эмоц.-целостные)
3 -психомоторные (связ. с двигательной деятельности)
I. цели познавания- связ-е со знанием детей. Ученик знает факты, терм-гии, теорию, методы и принципы.
II.-я группа целей связ. с пониманием. Ученик должен объяснить связь между явлением, преобразовывает материал и описывает следствие в вытекающий материал.
III-я группа связана с применением. Ученик должен понять и правильно применять в конкретн. ситуации.
IV. -----#------- с анализом. Ученик может выделять скрытые предположения, при рассуждении применять логику.
V. ------#--------синтезом (составить план эксперимента). Ученик решает проблемы со знанием многих областей.
Теория Блума включают в себя все интеллектуальные процессы. Но мало внимание уделяется навыкам уч-ся , пониманию, нет опоры на развитие, творческое развитие
теория Окунь: - ИНФОРМАЦИЯ, - АНАЛИЗ И СИНТЕЗ, - ПОНИМАНИЕ, -ПРИМЕНЕНИЕ И ОЦЕНКА. Новые Таксономии целей созд. и по сей день, но обращают внимание только на оперативную сторону познания. М.В. Кларин: использует глаголы, кот. указывают на действие с определен. результатов целей.
а) общие учебн.цели:умение анализировать, создавать и т.д.
б) цели творческого типа: поставить вопрос, видоизменить, систематизировать
в) цели в обл. устной и письменной речи: выделить, записать, обозначить, подвести итог, разобрать на слоги
г) цели межличностного взаимодействия: выразить мысль, согласие или несогласие, поблагодарить
Более подробн. постановка целей ориентирует педагога на конечный результат- это опред-но новое состояние ученика( его надо планировать в учебно-воспит. программе). Когда педагог будет четко формулировать цели- это поможет ему более точно подбирать содержание материала, делить его на методические единицы и отдельные уроки. Цели определяют и влияют на другие стороны и особен. на содержание.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ФАКТОРЫ ОТБОРА
Содерж. образ-я это-система научн. знаний, способов деятельности мышления, которыми учащ-ся необходимо овладевать в процессе обучения. Содержание явл. средством воплощение в жизнь целей обучения. Трад-но определен. значение на формирование содержания имели и имеют:
- система подробности общества (экономическ)
- система соц. и научн. достижений
- система возможностей в т.ч. ограничения возрастного характера
- система личных потребностей (общ.услуги, обр. потребн. населения, дифферентация населения
ПРИНЦИПЫ ОБР


Перейти на:
Почему Бог допускает зло? >>>>>
Методика православной педагогиги>>>>>
Не забудь оставить свой отзыв о сайте,в Гостевой книге>>>>>
Главная страница сайта>>>>>>
Напишите мне


 
Хостинг от uCoz